Проект Федерального закона
"Об основах системы ювенальной юстиции"
14.02.05
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
Предметом настоящего Федерального закона
являются отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав,
свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными
государственными органами, органами местного самоуправления, при
участии неправительственных (негосударственных и не муниципальных)
некоммерческих организаций.
Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции
Под системой ювенальной
юстиции понимается совокупность государственных органов, органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений,
должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций,
осуществляющих на основе установленных законом процедур действия,
нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов
ребёнка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции
осуществляются программы, проекты и мероприятия социального,
педагогического, юридического, психологического и медицинского
характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребёнка
(несовершеннолетнего).
Статья 3. Ребенок
(несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность
системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов
Деятельность системы
ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении
детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и
законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении
беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних), в отношении
детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в
отношении детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах
конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих,
ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).
Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции
Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются: а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего); б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов; в) приоритет профилактического подхода; г)
защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего)
специализированными государственными органами, органами местного
самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными
некоммерческими организациями, в том числе учреждениями; д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних); е) создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития; ж)
поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и
естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего); з)
взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления,
государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих
организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения
прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего); и) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи; к) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних); л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним). Любое
физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по
реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка
(несовершеннолетнего).
Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции
Законодательство о ювенальной юстиции включает
Федеральный конституционный закон "О ювенальных судах в Российской
Федерации", настоящий Федеральный закон, законодательство о комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательство об
уполномоченных по правам ребенка, иное федеральное законодательство,
законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся реализации и
обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего).
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ
Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции
К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся: а) ювенальные суды; б) уполномоченные по правам ребенка; в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; г)
должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и
дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними); д)
специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел,
здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального
обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости,
государственные органы, осуществляющие молодежную политику; е)
воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные
учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции
Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают деятельность: а) органов опеки и попечительства; б) приемных семей; в) муниципальных социальных, исследовательских, диагностических, кризисных и реабилитационных центров, служб и учреждений.
Статья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними)
К системе ювенальной юстиции относятся: а)
общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие
организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и
занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных
интересов; б) негосударственные социальные, исследовательские,
диагностические, кризисные, реабилитационные центры службы и учреждения,
в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и
безнадзорных детей (приюты); в) коллегии адвокатов.
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции
Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции, являются: а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего); б) законность; в) открытость и доступность информации; г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции; д) скоординированность действий; е) эргономичность действий; ж) программно-целевой подход.
Статья 10. Организационные формы взаимодействия
Взаимодействие органов и организаций,
составляющих систему ювенальной юстиции, основано на деятельности
следующих организационных форм: а) межведомственные,
вневедомственные и меж институциональные советы, наделенные экспертными,
консультационными, координирующими и (или) совещательными функциями; б)
исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и
учреждения, создаваемые на основе межведомственного участия и
привлечения неправительственных некоммерческих организаций; в) фонды
местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей
деятельности направления, соответствующие целям и задачам настоящего
Федерального закона; г) ярмарки социальных проектов, посвященные
развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и
темы, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона; д)
социальный заказ, формируемый органами власти на основе целевых
социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального
закона.
Статья 11. Основные процедуры взаимодействия
Для обеспечения взаимодействия органов и
организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, используются
следующие процедуры: а) открытые публичные конкурсы на выполнение
социального заказа, целевых социальных программ, поддерживаемых в форме
грантов, а также при проведении соответствующих ярмарок социальных
проектов и в процессе осуществления деятельности фондов местного
сообщества, – включающих в число приоритетов поддержку программ,
направленных на реализацию настоящего Федерального закона; б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия; в)
деятельность экспертных, консультационных, координационных и других
советов, сформированных на основе участия представителей органов
государственной власти и органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных научно-исследовательских и
образовательных учреждений и неправительственных некоммерческих
организаций.
Статья 12. Финансовые основы взаимодействия
Основой финансового взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления с
неправительственными некоммерческими организациями по вопросам
реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой
подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при
формировании бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые
социальные программы межгосударственного, федерального и регионального
уровней. Государственные заказчики, которым поручено обеспечение
реализации указанных программ, формируют на их основе пакеты социальных
заказов, размещаемых и реализуемых через процедуры открытого публичного
конкурса путем заключения с его победителем договора (контракта) на
оказание социальной услуги. В бюджетах федерального и регионального
уровней также ежегодно формируются целевые социальные программы
поддержки инновационной и социально значимой деятельности
неправительственных некоммерческих организаций, направленной на
реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и
проекты названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов,
выделяемых по результатам открытых публичных конкурсов. Инновационные
программы и проекты неправительственных некоммерческих организаций
могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только при
отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной
приоритетной социально значимой проблемы.
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции
Материально-техническое
и финансовое обеспечение федеральных государственных органов, входящих в
систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств федерального
бюджета. Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в
систему ювенальной юстиции государственных органов субъектов Российской
Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации. Материально-техническое и финансовое
обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного
самоуправления и муниципальных организаций осуществляется за счет
бюджета соответствующего муниципального образования. Материально-техническое
и финансовое обеспечение государственных и муниципальных органов и
организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично
осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с
международными межправительственными договорами и соглашениями,
нацеленными на развитие системы ювенальной юстиции в Российской
Федерации. Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих
в систему ювенальной юстиции неправительственных некоммерческих
организаций осуществляется за счет собственных средств указанных
организаций, а также за счет средств, полученных на реализацию
социального заказа, за счет международных, государственных,
муниципальных, частных грантов, в том числе, полученных от российских и
(или) иностранных физических и юридических лиц. Неправительственные
некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной юстиции,
вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации
программ, проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции.
Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции
Кадрово-методическое обеспечение системы
ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в
сфере ювенальной юстиции в государственных образовательных учреждениях, а
также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную
аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "Об образовании". Руководители
государственных органов, органов местного самоуправления, должностные
лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных
организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь
необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего
специального образования в сфере ювенальной юстиции. Наличие указанного
образования учитывается при назначении на должность, при прохождении
аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей статье
органов и организаций. Переподготовка и повышение квалификации
кадров осуществляется в рамках реализации целевых программ, включающих
вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее элементов.
Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции
Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на: а)
нормативных правовых актах, детализирующих процедуры и механизмы,
используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных
интересов детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных
разработок и экспериментов; б) реализации комплекса
экспериментальных (пробных, пилотных) проектов, целью которых является
наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов и процедур,
анализ полученных промежуточных результатов, внесение требуемых
корректив в действующие механизмы защиты прав, свобод и законных
интересов ребенка (несовершеннолетнего); в) использовании
результатов научно-исследовательских работ, нацеленных на изучение
проблем построения, функционирования и развития системы ювенальной
юстиции; г) организации широкомасштабных и комплексных
образовательных процессов, направленных на кадровое обеспечение
функционирования и развития системы ювенальной юстиции; д)
проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов
реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка
(несовершеннолетнего) и внедрение в общественное сознание базовых
сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах,
составляющих основу системы ювенальной юстиции.
Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции
Научно-экспертное обеспечение системы
ювенальной юстиции осуществляется на основе развития комплексных
исследований проблем ювенальной юстиции и связанных с ювенальной
юстицией проблем государственными и негосударственными
научно-исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в
образовательных учреждениях. В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по: анализу и мониторингу ситуации, периодической
оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных и
международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего), прогнозированию развития ситуации, выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы ювенальной юстиции.
Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции
Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции осуществляется на принципах: а)
открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах,
процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции
для всех заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан; б)
доступности для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц, ответственных за
его воспитание, знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных
на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и регулируемых
законодательством о ювенальной юстиции Российской Федерации; в)
постоянного участия в реализации просветительской функции средств
массовой информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и
законных интересов детей (несовершеннолетних), а также в систематическом
оповещении детей (несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их
воспитание, о возможностях получения необходимой помощи. г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового статуса ребенка (несовершеннолетнего).
ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу на
десятый день после его официального опубликования, за исключением
положений, порядок вступления в силу которых установлен статьей 19
настоящего Федерального закона.
Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие, программы, проекты, мероприятия и действия
Порядок внедрения в судебную систему Российской
Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным
законом "О ювенальных судах в Российской Федерации". Для обеспечения
внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство
Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня
официального опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и
утверждает федеральную целевую программу "Ювенальная юстиция".
Указанная федеральная целевая программа предусматривает в течение трёх
лет после её утверждения проведение комплекса мероприятий, направленных
на полномасштабное внедрение в практику институтов, принципов и
процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.
Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом
Федеральные законы, нормативные правовые акты
Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным
законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.
|